Наша эпоха – это время профессионалов, интеллектуалов, весьма образованных и просвещенных людей. Большинство людей сейчас имеют высшее образование, а некоторые (и таких немало) – по два или даже по три диплома. Человечество обладает огромными знаниями. Нас учат, как правильно одеваться, как принимать пищу, как вести себя в соответствии с этикетом во всевозможных ситуациях. В конце концов, мы просто напичканы различными советами о том, как нам быть счастливыми в семейной жизни, успешными в бизнесе и т.д. В церкви нас учат эффективной молитве и общению с Богом. Практически, какую бы тему мы ни затронули – всегда найдем массу соответствующей ей информации, из которой приходится выбирать то, что нам подходит. Но проблема состоит даже не в правильном выборе, а в том, что большая часть полученных нами знаний так никогда и не применяется на практике.
Да, эрудиция и багаж мудрости житейской помогают нам более эффективно претворять в жизнь многие дела. И это хорошо. Например, если я осведомлен, как в машине поменять колесо, я сделаю это намного быстрее и качественнее, нежели тот, кто не знает этого. Вспомним библейского мудреца Соломона. Он призывал нас иметь знания, поскольку эта поклажа плеч не обременяет. Но если ваша мудрость не применяется на практике – какой от нее толк? Делатели, усердные труженики – вот дефицит сегодняшнего времени.
Матфея 9:36-38: «Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою».
Проблема состоит не в жатве. Урожай созревает, и его много. Работы на Божьей ниве предостаточно. Не хватает лишь тех, кто собрал бы эту жатву. Недостает работников. Вот это и есть настоящая проблема.
1 Коринфянам 8:1: «…знание надмевает, а любовь назидает».
Если знание не применяется на практике, если просто идет процесс его накопления, то ничего, кроме гордости, оно не принесет в нашу жизнь. Любовь же назидает. В 1-м Послании к Фессалоникийцам 1:3 мы читаем: «…дело и труд любви…». Понимаете, любовь – это труд. Недостаточно знать, что нужно любить. Недостаточно даже чувствовать, что мы любим человека или людей. Необходимо проявлять любовь. Она – это поступок, начало действия, движения, великое дело, наконец! Так вот, это действие и движение – шаги навстречу к ближнему – назидают нас, то есть способствуют духовному росту. Интеллектуальное же накопительство приводит исключительно к гордыне и уверенности в собственной исключительности. Но если мы в любви применяем свои знания на практике, то будем духовно расти и крепнуть в вере.
Как видите, этот принцип касается и духовных знаний. Хорошо иметь откровение от Господа. Но если мы его не применяем в жизни – то какая от него польза? Мы восхищаемся услышанной нами проповедью, а в жизни своей игнорируем ее и не хотим брать на вооружение все то, что говорит нам пастор. Повторюсь, сказав, что делатели – это дефицит нашего времени. Апостол Иаков говорит нам: «вера без дел мертва».
Иоанна 15:16: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне».
Иоанна 15:8: «Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками».
Оказывается, Господь прославляется не только словами, песнями и рукоплесканиями. Он на пике хвалы лишь тогда, когда мы приносим плод. Что же такое плод? Плод – это результат какой-то работы, доведенное до конца дело. Наш Создатель увенчан славой лишь в том случае, когда мы завершаем свое дело и берем в нашей жизни следующую высоту. Мы видим результат своего труда. В этот момент Отец Небесный гордится нами. Давайте поговорим о том, какие же дела мы можем совершать, чтобы Господь без конца прославлялся в них.
Я расскажу вам историю о том, как Бог помог нам приобрести здание для церкви. Как вы знаете, сейчас – в экономическом и политическом смысле – не самое благоприятное время для покупки недвижимости. Поэтому то, что произошло с нашей церковной общиной, не иначе как Божьим чудом назвать нельзя. Я хочу рассказать о человеке, который продал нам здание для церкви. Его зовут Вячеслав, он обычный неверующий человек, каких вокруг нас много. Наша церковная община очень давно искала помещение для богослужений. Мы арендовали много различных залов, проводили служения везде, где было возможно: в частных домах, в Доме культуры, в бывшем магазине, в костеле, в молитвенном доме пятидесятников и т.д. А лет пять назад стали серьезно задумываться о покупке здания в собственность. В его поисках мы обошли городскую территорию вдоль и поперек, и я думал, что знаю уже все строения в моем городе... Было время, когда одно здание церковь практически купила. Уже оформлялись документы, но местные бюрократы потребовали у нас еще одну справку, а бывший председатель исполкома отказал нам в этом. Он позвонил продавцу здания, «надавил» на него, и сделка сорвалась. Были и другие попытки, но под разными предлогами нам все время отказывали в покупке каких-либо строений. Например, в конце прошлого года мы пытались участвовать в городском аукционе, где выставлялось на продажу здание, но аукцион так до сих пор и не начался. И вот один наш брат наткнулся на объявление в газете по актуальной для нас теме: продавался дом на привокзальной площади. Несмотря на то, что в нашем городке вокзал находится на окраине, место это все равно хорошее: здесь всегда большой поток людей и транспорта. Когда мы пришли посмотреть интересующее нас строение, то сразу подумали: «Вот наше церковное здание!» Зал вмещает 100 человек, есть комнаты для работы с детьми, кабинеты, то есть дом почти не нуждается в перепланировке. Раньше там был магазин. Мы договорились с хозяином о цене на очень выгодных для нас условиях (3000 долларов), отдали Славе залог и решили встретиться через три дня. Но ко времени встречи оказалось, что появился другой покупатель, который предлагал сумму почти в 2 раза больше нашей. Когда продавец рассказал нам об этом, я подумал, что он просто набивает цену. Но вскоре выяснилось, что действительно есть другой покупатель – местный предприниматель, у которого целая сеть магазинов в нашем городе. И этот покупатель оказался очень настырным. Оказалось, что до того, как заключить соглашение с нами, Слава предлагал именно ему совершить сделку купли-продажи, но тот отказался. А по прошествии времени, когда существовала уже наша договоренность, в этом предпринимателе проснулся азарт делового человека, и он изменил решение, стараясь во что бы то ни было не упустить выгодную для себя покупку. Однажды мы встретились с ним и его женой. Я сказал им: «Мы покупаем здание для церкви, это же Божье дело!» Но мои слова не возымели действия: этот господин продолжал уговаривать продавца расторгнуть сделку с нами, соблазняя его более выгодными условими. Он даже предложил устроить мини-аукцион между нами. Однако Вячеслав ответил ему: «Я уже договорился с Божьими людьми и не могу нарушить свое слово».
Я столько поучительного вынес из этой истории! Уверен, что 90 % христиан, будучи на месте Славы, сказали бы: «Мне все равно, кому продавать здание. Кто больше заплатит – тому и продам». Говорю это с горечью. Поймите, братья и сестры, что слова наши часто расходятся с нашими делами. Мы разучились держать слово чести. Наши обещания стали легковесными. Так не должно быть! Я понял, что некоторые неверующие оказались впереди нас по дороге в Царство Божье. Они дают нам фору, показывая пример.
Когда мы остались наедине со Славой после этого «мини-аукциона», он рассказал мне: «Когда я начинал заниматься бизнесом, то пренебрежительно относился к людям, считал себя самым умным, всех обманывал. Но потом в моей жизни начались очень серьезные проблемы. Деньги, которые так легко приходили ко мне, – так же легко и ушли. И сейчас я знаю: самое ценное у меня – это то, что досталось мне с трудом. Я не хочу легких денег и выгодных сделок. Думаю, что смогу заработать эти 2 тысячи долларов другим способом. Пусть лучше это здание будет вашим – все-таки это дело Божье». Этот неверующий человек понял библейскую истину: «…Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Матфея 11:12).
Братья и сестры, как бы мы поступили в этой ситуации?
«…и употребляющие усилие восхищают его». В другом варианте перевода написано: «…и овладевают им». Все мы верим в то, что предназначение Церкви, цель ее существования – это распространение Божьего Царства в каждой сфере нашей жизни. Оно должно проникнуть всюду: в политику, экономику, образование. В этих сферах просто необходимы люди, крещеные Духом Святым, богобоязненные, справедливые. Подобным и занимается Церковь на нашей земле. Эту мысль – «…и употребляющие усилие овладевают им» – можно выразить по-другому: «они распространяют владычество Царства Божия». Владычество этого Царства распространяется тогда, когда мы прилагаем усилия. Интересное откровение от Бога, ведь даже неверующие его получают!
Мы привыкли жить без усилий, «на халяву». И советская система в прошедшие времена очень сильно этому способствовала. Нас воспитывали по принципу: «инициатива наказуема». Мы знали, что за нас подумают партия, комсомол, начальник на работе, и можно ничего не делать, просто отсидеть день на своем рабочем месте. И так всю жизнь.
Есть люди, которые понимают, что Царство Божье берется усилием, хотя среди нас много и таких, которые полагают, что все происходит по благодати. К сожалению, мы культивируем эту идею и в церкви, хотя следовало бы пленить подобные мысли в послушание Христу. Так, слово «благодать» стало у нас в некоторых случаях синонимом той самой «халявы». Все у нас якобы происходит «по благодати»: «Ты где работаешь, брат?» – «Нигде». – «А за что живешь?» – «Да по благодати!» Ну, да: в одном доме поел сегодня, в другом завтра – полная благодать… Не должно так быть, братья и сестры.
Римлянам 2:6-8: «Который [Бог] воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, – ярость и гнев.»
Оказывается, Бог будет оценивать нас по нашим делам. Я хочу, чтобы вы поняли одну вещь. Благодать нам нужна для того, чтобы получить спасение. И ни один человек, каким бы красивым и хорошим он ни был – не достоин спасения без милости Божьей. Мы не можем заработать «откупную» в грешном мире: Бог дарит нам ее бесплатно. Но что касается исполнения нашей миссии, той судьбы, которую Господь имеет для нас, – здесь без дел Христовых не обойтись. Исполнение вашего предназначения заключено в реальных шагах и поступках. Давайте посмотрим, как высоко Бог ценит добрые дела.
Римлянам 2:7: «…тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную».
Бог будет судить нас по нашим поступкам. И очень высокая цена дается каждому человеку за жизненный багаж дел Божьих.
Иоанна 15:16: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал…».
Господь хочет видеть в нашей жизни плод. Он не желает, чтобы мы сидели, сложа руки. Отец Небесный видит нас деятельными, творящими добро для ближнего своего. Бог ждет, когда мы доведем намеченные дела до конца, представим Ему результат, плод.
Мы часто считаем, что, раз приходим на воскресные церковные служения, то уже этим одним служим Богу! Но подобное – не служение, а лишь подготовка к нему. Мы собираемся в этих стенах, чтобы наставлять, молиться друг за друга, поклоняться Господу, получать откровение для служения, которое начнется за порогом церкви. Братья и сестры, основная наша деятельность только и начинается за дверью церковного здания, где все равны, потому что имеют равные шансы. Там ничего не значат ваши духовные титулы. И вас не будут уважать только за то, что вы пастор или лидер. Люди этого мира смотрят на ваши дела.
1 Коринфянам 9:24-27: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным».
Матфея 20:25-28: «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».
Это очень хороший пример того, как распространяется Божье Царство. Апостол Павел говорит, что мы все на ристалище, на беговой дорожке. На старте у всех нас равные шансы, но победитель определится исключительно на финише. Кто первым добежал, тот и получил золотую медаль. Если мы хотим чего-то достичь в Божьем Царстве и быть первыми, то нам необходимо прислушаться к словам Иисуса: «Станьте последними, служите, будьте рабами для тех, кто в вас нуждается».
Приведу простую иллюстрацию Царства Божьего и принципов Его распространения. Допустим, вы с друзьями выехали на природу, чтобы отдохнуть, приготовить шашлык, побыть в приятной компании. Вы сидите у костра, расслабились – полнейшая релаксация... И вдруг кто-то говорит: «Нужно дров принести». Никому не хочется вставать, у всех равные права на отдых, но кто-то делает над собой усилие: «Я сейчас принесу». Братья и сестры, таким вот образом и распространяется Божье Царство. Это происходит тогда, когда мы делаем усилие над собой. Я бы даже так сказал: Царство Божье – это результат, плод приложенных нами усилий. Пусть это будут какие-то малые дела, но они потянут как раз на то горчичное семя, которое впоследствии станет ветвистым деревом.
Я хочу пожелать всем нам, чтобы Бог прославлялся в нашей жизни не на словах, но на деле.
Сергей Омельчук 23.07.06
|