Филиппийцам 4:6-7: «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе».
Каждому из нас важно научиться задавать вопросы Богу. От этого может зависеть наша жизнь. Я хотел бы поразмышлять вместе с вами на эту тему.
Апостол Павел говорит: «Не заботьтесь ни о чем, но всегда…» – то есть везде, в любых обстоятельствах, в любых ситуациях, несмотря ни на что. «…в молитве» – один из переводов этого выражения с греческого говорит, что имеется в виду место молитвы, то есть какое-то постоянное место, куда ты приходишь всегда и в любых обстоятельствах для встречи с Богом. В этом же стихе написано: «открывайте свои желания пред Богом». Значит, в этом месте молитвы нужно всегда, в любых обстоятельствах, открывать свои желания и свое сердце перед Богом. Кто-то скажет: «Бог и так все знает. Он даже мысли наши знает». Да, Бог знает все. Но Он хочет, чтобы ты Ему сказал об этом сам! Поэтому открывай Ему свои желания, свои мечты, расскажи Богу о своих переживаниях, о трудностях, о том, что у тебя на сердце. «…и прошении с благодарением…» – давайте остановимся на этих нескольких словах и порассуждаем. Слово «прошение» в одном из переводов объясняется так: «просить горячо, усердно». В другом переводе «прошение» звучит как «поиск». Но самое интересное значение этого слова в одном из переводов – «выяснение». Итак, этот стих из послания Филиппийцам мы можем истолковать следующим образом: есть место молитвы, где мы открываем свои желания перед Богом; но прежде чем мы откроем Ему свои желания, есть промежуток времени, когда мы должны выяснить свои отношения с Богом. То есть прежде чем рассказать Богу свои желания, мы должны выяснить с Ним отношения, навести порядок в этих отношениях, разобраться в каких-то вопросах.
Сегодня я хотел бы поговорить о выяснении отношений с Богом. В жизни каждого из нас бывают времена, когда нам бывает не очень хорошо. И, возможно, это именно то время, когда нужно выяснить отношения с Богом. Это очень важно – научиться задавать Ему вопросы: «Что происходит? Почему происходит именно так? И почему именно со мной?» и так далее. В 1-й главе Книги Исаии сам Бог говорит: «Придите и рассудим». То есть Он как бы призывает человека: «Приди ко Мне, давай выясним отношения, разберемся, в чем суть проблемы; решим, кто прав, а кто виноват». Богу интересно разбираться с нами, и нам также должно стать интересно разбираться с Богом.
Я хотел бы рассмотреть на примерах некоторых библейских героев, как это происходило у них.
Давайте начнем с самого начала – с Адама. Книга Бытие, 3-я глава. Адам не послушался Бога, согрешил. Бог пришел в Эдемский сад к Адаму и спрашивает: «Адам, где ты? Что случилось? Давай выясним отношения с тобой!» Вы помните, что Адам не признал своей вины, быстро «перевел стрелки» на жену, а жена – на змея. Тогда и Бог быстро принял Свое решение: «Раз так – все понятно. Тогда тебе, Адам, вот такое наказание, жене такое, змею такое». Бог быстро поставил все на свои места.
Теперь рассмотрим историю Каина. У него была проблема.
Бытие 4:8-9: «И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой?»
Как видим, Бог снова пришел первым к человеку, в данном случае – к Каину, и говорит ему: «Каин, давай приведем в порядок наши отношения. Давай выясним: что случилось, где брат твой?»
Бытие 4:9-11: «Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли».
Когда Бог приходит, то очень быстро выясняются отношения и все расставляется по своим местам. Поэтому, братья и сестры, мы должны быть осторожны, чтобы с нами не случилось такого, когда однажды Бог придет в нашу жизнь и начнет выяснять отношения с нами. Но сегодня я хотел бы больше поговорить о том, когда человек первым приходит к Богу и начинает выяснять отношения с Ним.
Давайте рассмотрим другие примеры.
Бытие 15:1-2: «После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика. Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска».
Вот такой разговор был у Аврама с Богом. Вроде бы, с одной стороны, Бог и до этого разговора обещал Авраму: «Я благословлю тебя, Я распространю тебя». Он и сейчас подтвердил это слово. Но мне нравится Аврам, который говорит: «Господи, давай выясним отношения и разберемся. С одной стороны, Ты обещал благословить меня, обещал мне потомство. А с другой стороны, Господь, – почему этого до сих пор нет в моей жизни?! Где мой сын, которого Ты обещал мне? Неужели Елиезер будет наследником в моем доме?» Аврам разбирается с Богом, он выясняет отношения.
И было сказано ему Господом: «…не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Бытие 15:4-6).
Вот таким образом Аврам пытался выяснить отношения с Богом. И Бог успокоил его, сказав, что Он сдержит Свое слово. Аврам поверил Господу, выяснил с Ним отношения – и успокоился.
Возьмем другой пример – из 18-й главы Книги Бытие, когда Господь собирался истребить Содом и Гоморру. Там мы находим интересную историю, где Авраам снова выясняет отношения с Богом.
Бытие 18:20-23: «И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю. И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа. И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым?»
Представьте себе такую картину: Авраам задает Богу вопросы и пытается кое-что для себя выяснить. Он говорит: «Господь, я хочу выяснить, неужели Ты действительно хочешь истребить эти города? Неужели грех их так тяжел, что Ты решил истребить эти два города? А если 50 праведников найдется там, Ты истребишь эти города? А если 40? А если 30?» Так, торгуясь, он дошел до 10 праведников. Вот такой долгий разговор состоялся с Богом у человека, который пытался выяснить кое-что для себя.
Нам нужно смотреть на героев Библии и брать с них пример. Нам не нужно бояться приходить к Богу, чтобы выяснить для себя что-то: разобраться в жизни, в служении, в семье и так далее. Потому что у нас есть множество вопросов – мы же люди. Если у библейских героев были вопросы к Богу, то, конечно, масса вопросов есть и у нас. Нам нужно научиться задавать их Богу, чтобы разобраться и выяснить до конца все отношения с Ним.
Теперь давайте посмотрим на Иакова.
Бытие 32:24-26: «И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня».
«И остался Иаков один». Лучшее время для выяснений отношений с Богом – наедине, чтобы никто нам не мешал. Иаков тоже пытается выяснить отношения с Богом. И вот он молится, если так можно сказать, он разговаривает с Богом. Иаков говорит: «Благослови меня. Я не отпущу Тебя, пока Ты меня не благословишь. Пока я с Тобой отношения не выясню – я никуда Тебя не отпущу! Я хочу расставить все на свои места. Я хочу для себя кое-что уяснить». Уловите вот эту мысль: Иаков на что-то опирался. Он не говорил: «Бог, завтра у меня встреча с братом, у меня плохие отношения с ним, он даже обещал убить меня, поэтому я пришел к Тебе, чтобы Ты как-то решил эту проблему». А мы чаще всего приходим к Богу именно так: «Боже, у меня завтра такая важная встреча, и без Тебя я – никуда!» То есть до этого мы сами решали свои проблемы, и Бог нам был не нужен, а вот когда у нас ничего не решается – тогда мы бежим к Богу. Но я не думаю, что Иаков так рассуждал. Конечно, он просил благословения для встречи с братом. Но пришел он к Богу не за этим. Иаков сказал Богу: «Ты обещал благословить Авраама, Исаака и меня, Господи. Так благослови же!» Это тоже выяснение отношений с Богом.
Выяснение отношений может быть праведным, но может являться и манипуляцией. В чем разница? Нам нужно научиться выяснять отношения с Богом, но мы не можем манипулировать Им, потому что в таком случае Он быстро расставит все на свои места. Некоторые христиане пытаются выяснять отношения с Богом примерно таким образом: «Бог, если Ты не дашь мне мужа (жену, машину, красивую внешность и т.д. – список можно продолжить), то я вообще служить Тебе не буду!» Это и есть манипуляция. Это неправильно. Так отношения не выясняются. При чем здесь материальные вещи, если вопрос о тебе и о твоем духовном состоянии?! Нам нужно научиться правильно выяснять отношения. Как? Приходя к Богу с правильным сердцем, с правильными мотивами, имея правильную позицию. Иаков так и делал. Он не манипулировал Богом. Он сказал: «Господи, Ты обещал благословить меня – так благослови! Что Тебе мешает это сделать?»
Еще один пример, на котором мы можем увидеть разницу между выяснением отношений и манипуляцией, – это история пророка Валаама. В 22-й главе Книги Числа мы читаем о том, как царь Валак отправил послов к Валааму, чтобы позвать его проклясть израильский народ.
Числа 22:16-18: «И пришли они [послы] к Валааму и сказали ему: так говорит Валак, сын Сепфоров: не откажись придти ко мне; я окажу тебе великую почесть и сделаю [тебе] все, что ни скажешь мне; приди же, прокляни мне народ сей. И отвечал Валаам и сказал рабам Валаковым: хотя бы Валак давал мне полный свой дом серебра и золота, не могу преступить повеления Господа, Бога моего, и сделать что-либо малое или великое [по своему произволу]».
Обратите внимание, что сказал Валаам дальше: «…впрочем, останьтесь здесь и вы на ночь, и я узнаю, что еще скажет мне Господь» (Числа 22:19).
Вот это слово «впрочем» все меняет. Бог уже сказал Валааму: «Не иди с этими людьми». Но они начали упрашивать Валаама, предлагать ему серебро и золото. И Валаам потихоньку сдает позиции: «останьтесь здесь и вы на ночь, и я узнаю, что еще скажет мне Господь». Вот это и есть манипуляция: Бог уже сказал тебе Свою волю, а ты начинаешь Им манипулировать.
Иаков и Авраам не манипулировали Богом. Они умели выяснять с Ним отношения, потому что знали своего Бога. Им не сложно было прийти к Нему и сказать: «Господь, у меня есть вопросы к Тебе». Они задавали эти вопросы – и Бог отвечал им.
Теперь давайте обратим внимание на Моисея.
Исход 32:1-4: «Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось. И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне. И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!»
Исход 32:7-11: «И сказал Господь Моисею: поспеши сойти; ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он - жестоковыйный; итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя. Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего».
Другими словами, Моисей говорит Богу: «Подожди, Господь, давай выясним кое-какие вопросы. Ты точно решил истребить этот народ?»
Исход 32:11-12: «Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою, чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли; отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего…»
Моисей говорит Господу: «Ты вывел этот народ из Египта. Что же скажут окружающие нас народы? Они скажут, что Ты вывел их, чтобы погубить?!» Несмотря на то, что сам Бог сказал ему, Моисей все-таки имел смелость выяснять с Ним отношения. Он не побоялся задавать Богу сложные вопросы.
Моисей продолжает: «…вспомни Авраама, Исаака и Израиля, рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть вечно. И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой» (Исход 32:13-14).
Иногда нам нужно быть смелыми, чтобы остановиться на наших путях и сказать: «Господь, помоги разобраться вот в этом вопросе». Ведь если так делали Авраам, Иаков, Моисей и другие герои Библии, то почему бы и нам так не делать, братья и сестры?!
Судей 6:11-13: «И пришел Ангел Господень и сел в Офре под дубом, принадлежащим Иоасу, потомку Авиезерову; сын его Гедеон выколачивал тогда пшеницу в точиле, чтобы скрыться от Мадианитян. И явился ему Ангел Господень и сказал ему: Господь с тобою, муж сильный! Гедеон сказал ему: господин мой! если Господь с нами, то отчего постигло нас все это? и где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши, говоря: "из Египта вывел нас Господь"? Ныне оставил нас Господь и предал нас в руки Мадианитян».
Здесь мы видим, как Гедеон задает вопросы Богу, ведет с Ним диалог. И Господь отвечает ему: «Господь, воззрев на него, сказал: иди с этою силою твоею и спаси Израиля от руки Мадианитян; Я посылаю тебя» (Судей 6:14).
Вот еще один пример того, как человек выясняет отношения с Богом, а Бог выясняет отношения с человеком. Нам нужно, друзья, просто быть смелыми, иметь дерзновение.
1 Иоанна 5:14-15: «И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, – знаем и то, что получаем просимое от Него».
1 Иоанна 3:21-22: «Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним».
Открывайте свои желания перед Богом. Часто наши молитвы больше похожи на монолог. Возможно, вам никогда даже мысль не приходила, чтобы сесть и разобраться с Богом. Многим людям мешают выяснить отношения с Богом их религиозные представления. Нам нужно научиться задавать Богу сложные вопросы. Нам они кажутся сложными, но для Бога они не сложны. Бог обязательно ответит. Аллилуйя! «Придите и рассудим», – сам Бог зовет нас. Нам нужно понимать, что, когда мы начинаем выяснять отношения с Богом, это может чего-то стоить нам. Например, для Гедеона это был вопрос жизни и смерти. Ему нужно было разрушить жертвенник Ваала, и он понимал, что за это его могут убить. Но все-таки он послушался Бога, разрушил жертвенник – и получил благословение. За то, чтобы разобраться с Богом, получить от Него какой-то совет, откровение, слово наставления, всегда нужно заплатить цену. Это слово, этот совет нужны нам для определенной цели – чтобы осуществить волю Бога. На самом деле, если Бог говорит – Он исполнит это. Если Он что-то обещал – Он даст тебе это. Аллилуйя!
Рассмотрим еще один пример.
Матфея 15:21-23: «И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами».
Ты можешь кричать Богу, а Он будет молчать. В некоторых случаях тебе нужно кричать громче, не отступая, как не отступал Иаков: «Не отпущу Тебя, пока не благословишь!» Тебе нужно сказать: «Господь, я хочу от Тебя совета, я хочу получить слово от Тебя». И вот эта женщина-хананеянка кричала Иисусу, а Он молчал. Она продолжала кричать, но Иисус сказал в ответ: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева».
Матфея 15:25-26: «А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам».
Представьте себе эту картину: женщина, не принадлежащая к Божьему народу, бежит за Иисусом, кричит Ему. Кому-то это показалось бы безумием. Но у нее была цель: прийти к Иисусу и выяснить отношения по поводу своей больной дочери. Несмотря на то, что Иисус отказал ей, женщина ответила: «так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их».
Матфея 15:28: «Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час».
Иисус назвал верным поступок женщины, которая была не из Божьего народа! Не бросает ли это нам вызов сегодня научиться задавать Богу вопросы?
Бог сказал пророку Осии: «Я хочу богопознания». Часто мы приходим к Богу просто просить что-то. Конечно, мы благодарны Ему за то, что уже сделано Им. И, конечно, нам всегда нужно больше того, чем уже сделано. Но Бог говорит нам: «Я хочу богопознания. Я хочу, чтобы вы Меня знали. Я хочу чтобы, прося благословения, вы понимали, на основании чего вы получаете это благословение». Бог не движим нашими нуждами. Но благодаря тому, что Иисус умер за нас, мы сегодня имеем право на благословение. Потому что Бог сказал: «Я благословлю тебя. Я умножу тебя. Я распространю тебя». Вот почему нам принадлежит благословение!
Братья и сестры, я думаю, что сегодня как раз то время, когда мы должны поговорить с Богом в молитве и попробовать выяснить с Ним отношения. Иисус говорит: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откровение 3:20).
Иисус стучит в наши сердца. Он хочет сесть за стол с нами и разобраться в каких-то вопросах, выяснить с нами отношения. Он хочет, чтобы и мы этого хотели также.
Александр Сидор 16.07.06
|