Роман ВЯЗЕМСКИЙ
ГЛОБАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО
За годы коммунистической пропаганды мы привыкли к словам о всеобщем равенстве. До сих пор удивляемся: почему люди живут не одинаково? К примеру, два человека молятся – и два разных результата. У одного проблемы решаются, у другого – сплошная «черная полоса».
Два человека могут ходить в одну и ту же церковь, слушать одни и те же проповеди. При этом у одного жизнь идет в гору, у другого – через пень-колоду. А еще бывает, к двум людям болезнь пожаловала. Один, глядишь, – покряхтел чуть-чуть, но потом напряг свою веру и исцелился. Другой – чем дальше, тем больше кряхтит. И продолжает болеть.
Почему такое неравенство?
Ничего удивительного: равенства никогда не было и не будет. Почему? А потому что люди – разные. Одни верят Богу, другие только играют в христианство. Одни Библию читают, другие лишь «для освящения квартиры» на полочке держат. Одни, стиснув зубы, скрепя сердце, стоят в вере наперекор трудностям. Другие называют мелкие неурядицы «ударами судьбы» и сетуют на Бога: «Где Он был, почему не уберег, меня сегодня в автобусе так обозвали!..» Одни служат своему Господу, всеми силами стремятся исполнить Его мечты на земле. Другие мечтают только о том, чтобы Бог исполнил их желания. Так стоит ли удивляться, что справедливый Бог не дает всем поровну?
ДУХОВНАЯ ПРИМЕРКА
Одни – в числе отстающих, а другие – в числе впередиидущих. У нас есть подсознательная потребность отождествить себя с какой-то из этих групп – с «головой» или «хвостом». Мы, люди, так устроены. Нам надо обмозговать, как то или иное явление может отразиться на нас. Появилась новая неизученная болезнь. Мы живо интересуемся: не в нашем ли городе? То же самое происходит, когда мы в церкви встречаем человека, который говорит: «Вот сколько уже хожу, сколько молюсь, сколько на меня руки возлагают, – никакого результата». Мы выслушали все это и подумали: «Если с ним такое произошло, то и со мной может произойти…» Или наоборот. Встречаем человека, который говорит: «Знаешь, Бог точно есть! В моей жизни это доказанный факт. Вот слушай: сидел я недавно без денег…» И мы слушаем о великих Божьих чудесах в финансовой области и думаем: «Если, не дай Бог, когда-нибудь окажусь без копейки, – буду знать, что у кого-то получилось из этого выбраться. Значит, и у меня может получиться».
Чужие неудачи мы часто примеряем на себя. Исходя из идеи «всеобщего равенства». И забывая о том, что ситуации – приятные или нет – с неба не падают. Они – результаты. «Нить судьбы» – не что иное как цепь причин и следствий. И начинается она с духовного звена – с веры.
ВЫШЕ, ГЛУБЖЕ, КРЕПЧЕ
Какова вера, таковы и поступки. Каковы поступки, таковы и последствия. Поэтому нет смысла примерять на себя опыт неудачников, чей жизненный девиз: «Я – жертва обстоятельств». Зачем ставить на дохлую лошадь? Если мы не планируем записаться в ряды «жертв», то нам стоит равняться только на тех, кто впереди, на тех, у кого получается, на тех, кто на высоте.
Наша судьба зависит от наших отношений с Богом. А взаимоотношения с Богом замешаны на вере. Без веры не то что угодить Богу невозможно, а даже подойти к Нему крайне сложно: «…Ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть…» (Евр.11:6). Потому что Бог невидим (см. Иоан.1:18). А то, что невидимо, может быть познано только верой.
11-я глава новозаветного Послания к Евреям – настоящая галерея веры. Среди прочих ее героев – человек по имени Моисей (24-27 стихи): «Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой и лучше захотел страдать с народом Божьим, нежели иметь временное, греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние. Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд». В этом отрывке не просто этапы биографии Моисея. Здесь этапы взросления его веры. С того момента, как родители посеяли веру в ребенка, которого отправили в корзине по водам Нила, до того времени, как Моисей смог стать пророком израильского народа, вывести его из рабства, бросив вызов сильнейшей империи того времени, – вера Моисея росла.
Этот постепенный рост можно разделить на 3 этапа.
1. Моисей «пришел в возраст».
2. Он как бы видел невидимого Бога.
3. Вера Моисея приобрела твердость.
НЕВИДИМКА
«Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой» (ст. 24). Пришло время, когда Моисей осознал себя самостоятельным человеком.
Что он сделал после этого? Он «лучше захотел страдать с народом Божьим, чем иметь временное, греховное наслаждение» (ст. 25). У Моисея был выбор: египтяне и их культура, их традиции, их общество – или евреи, их культура, их традиции и их общество. Что он выигрывал, будучи с египтянами? Если коротко, он выигрывал ВСЕ. Для Моисея не было никакой выгоды в том, чтобы соединиться с еврейским обществом – обществом рабов. Если бы у евреев Моисей имел хотя бы признание – о, ради этого тщеславный человек оставил бы Египет. В Египте Моисей был номер два, а в Израиле мог быть номер один. Но Моисей не имел признания у евреев. Что он получал от них? Упреки: «Что ты лезешь в наши дела?» Даже потом, когда они вышли из египетского рабства, в благодарность за свободу евреи всю пустыню пытались Моисея то свергнуть, то убить. Приятного мало. У Моисея было только одно веское основание стать частью израильского народа: Бог повелел ему это.
Моисей сделал выбор. Он «поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние» (ст. 26). Что за воздаяние он видел? Если коротко, – он видел Бога. А Бога можно увидеть только верой.
За всю свою прежнюю жизнь Моисей ни разу не сталкивался с невидимым Богом. Все боги египтян были видимыми. Бог однажды, зацепив любопытство Моисея, поговорил с ним из горящего куста. Но после этого не было никаких горящих кустов. Был Бог, который приходил в Духе. И все.
Верить Богу, который не подкреплен даже статуей! В Египте сотни, тысячи рабов пахали на то, чтобы создать величественные статуи богов. Стоило Моисею сказать египтянам: «Бог Израиля послал меня к вам», – начались ухмылочки. «Бог Израиля? Бог этих рабов? Какой народ, такой, наверно, и Бог… А где Его статуи, храмы, где Ему поклоняются? Велика Артемида эфесская, велики пирамиды египетские, велики изваяния такие и другие, а где изваяние вашему Богу?» Полагаться на невидимого Бога было не так легко. В глазах окружающих это вообще выглядело смешно. Так же смешно, как если бы кто-нибудь заявил: «У меня огромные богатства, только они невидимые. Их нельзя потрогать, посчитать…»
ВЕЛИКОЕ «КАК БЫ»
А теперь – очень важный момент: Моисей, «как бы видя Невидимого, был тверд» (ст. 27). Моисей стал способен жить, как бы видя Невидимого. Речь не идет о том, что он воочию видел Бога. Речь идет о том, что он жил, как бы видя Бога. В чем разница? Одни люди видели чудо и убедились, что Бог реален. А другие живут так, как будто бы Бог реален, – хотя они ничего сверхъестественного не видели. И вот эти последние называются людьми веры.
Вера – это когда ты не видишь, но живешь так, как будто бы видишь.
…Два человека стояли на горе (см. 4 Цар.8: с 17 ст.). Один из них, пророк Елисей, жил, как бы видя невидимого Бога, и мог уверенно, не боясь вражеских войск, сказать: «Тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними». А другой человек, слуга пророка Гиезий, ничего такого сказать не мог. Он боялся. Потому что жил только духовной поддержкой Елисея. А Елисей жил, полагаясь на невидимого Бога. У Елисея была не «вера Фомы». У него была твердая вера, – как у Моисея. Он не видел физически Божье ангельское воинство, но верил в его силу. И в критический момент попросил: «Господи, открой глаза Гиезию, чтобы он увидел».
Гиезий увидел войско небесное и констатировал факт: «Да, тех, которые с нами, – больше». Но он, как Фома, согласился после того, как увидел. Его вера при этом не была задействована. Бог просто показал ему, как все обстоит на самом деле. Господь любому, даже безбожнику, может это показать. Он способен и осла заставить заговорить, чтобы тот, кто на осле едет, перестал говорить глупости (помните историю с Валаамовой ослицей? (Чис.22:21-31)). Вера здесь ни при чем. Просто духовное видение открылось – и человек увидел. Вера же – это когда мы ничего особенного не видим, просто в Библии прочитали и приняли это так, как будто мы сами видели.
Жить, как бы видя Невидимого, – значит жить так, как будто Бог всемогущий. Как будто Он – Целитель. Как будто Он бесконечно щедрый, бесконечно сильный, бесконечно заботливый… Как будто Бог есть Тот, кто Он на самом деле и есть. Жить верой значит жить так, как будто все, что сказано в Библии, – это правда. Ведь это и есть правда. Но всегда ли мы живем так, как будто это правда? А должны бы...
Веками и поколениями проверено: Бог не открывает Себя в видениях сомневающимся христианам, чтобы убедить их. Бог являет Себя тем, кто долго и верно служил Ему, как бы видя Невидимого. Вера не базируется на увиденном. Она – реакция на то, что сказал Бог: «…Вера от слышания, а слышание от Слова Божьего» (Рим.10:17). Поэтому Авраам, Моисей, Елисей и многие-многие другие люди веры в глазах современников были странными: они «называли несуществующее как существующее» (см. Рим.4:17). Стоит ли удивляться, что в их жизни проявлялась великая, немыслимая Божья сила?
Когда Господь говорит, верующий верит.
|