Заповеди Закона Божия были даны в ветхозаветные времена и ограничиваются тем, что запрещают делать то, что греховно. Заповеди блаженства даны Иисусом Христом и учат нас, как мы можем достичь христианского совершенства и святости. Их 9. через исполнение Его Заповедей Он обещает вечное блаженство в будущей жизни.
1-ая заповедь: "Блаженны нищие духом, яко тех есть Царствие Небесное"
Нищета духовная - смирение, осознание своей греховности. Это значит иметь в себе качества, противоположные гордости и тщеславию, самолюбию. Почему нищим духом принадлежит Царствие Небесное? Потому, что смиренный духом вполне предается воли Божией, не надеясь на свои силы и это приводит к Царству Божию. Но христианское смирение надо отличать корыстного самоуничтожения, как, например, заискивание и подхалимсво.
2-ая заповедь: "Блаженны плачущие, яко тии утешатся!"
Все почитают блаженными радующихся, а бедных и плачущих несчастными. Справедливо ли это мнение? Плакать можно по разному поводу и блаженными здесь называются не те, которые плачут о житейских предметах или в бессильной злобе или от оскорбленного самолюбия. "печали мира сего" - вот причина таких слез. Плач, о котором говорится в этой заповеди, - это прежде всего, истинная скорбь сердца и покаянные слезы о соделанных нами грехах, о нашей виновности перед Богом. В награду плачущим Господь обещает, что они утешатся, т.е. получат прощение грехов, а через это внутреннее успокоение и вечную радость. К блаженству могут вести и слезы, вызванные состраданием к несчастным, если, кроме того, они сопровождаются делами христианского милосердия и любви.
3-ая заповедь: "Блаженны кротцыи яко тии наследуют землю"
Более всего, мы ищем в мире спокойствия душевного, но не имеем его, потому что это спокойствие, есть плод кротости и незлобия. Что же такое кротость?Б.зЮ
"Кротость есть такое расположение духа, соединенное с осторожностью, чтобы никого не раздражать ничем, и ничем не раздражаться" (свт. Филарет)
"Кротость есть неизменное устроение ума, при котором человек и в чести и в бесчестии пребывает одинаковым и молится за обидчика" (прп. Иоанн Лествичник)
К сожалению, в наших душах чаще всего вместо кротости - раздражительность и гнев, который мы даже считаем справедливым, злоба доходящая до мстительности. Господь же учит нас кротости и незлобию. Кротость покоряет самые жестокие сердца. Кроткие силой Божией сохраняются на Земле, а в будущей жизни будут наследниками Небесного Отечества.
4-ая заповедь: "Блаженны алчущие и жаждущие правды, яко тии насытятся".
Что такое жажда правды? Желание быть праведным перед Богом. Жаждущие правды - это те люди, которые глубоко сознавая свою греховность, т.е. виновность перед Богом, горячо желают вести жизнь свою по правде, по Христову евангельскому закону. Желание правды должно быть настолько сильным, насколько сильно желание голодного и жаждущего утолить голод и жажду.
"Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к тебе, Господи" Алчущим и жаждущим (псалом 41)
Господь обещает, что они насытятся. Здесь разумеется насыщение духовное, состоящее во внутреннем, душевном мире, в спокойствии совести, в оправдании и помиловании.
5-ая заповедь: "Блаженны милостливые яко тии помилованы будут".
Милостивые - такие люди, которые сострадательны к другим, всем сердцем жалеют попавших в беду и стараются помочь. Дела милости бывают материальными (голодного накормить, жаждущего напоить, нагого одеть, находящегося в больнице или в темнице - посетить, странников принять, погребать умерших бедняков и т.д.) и духовными (словом и делом обратить грешника с ложного пути, неведующего научить истине и добру, подать совет ближнему, утешить печального, не воздавать злом за зло, прощать обиды, молится за всех Богу).
Милостивым - Господь обещает в награду то, что они сами будут помилованы, они будут избавлены от вечного осуждения за свои грехи, подобно тому как сами оказывали милосердие другим на земле. 6-ая заповедь: "Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят".
"Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни" (Книга Притчей).
Чистые сердцем - это те люди, которые не только явно не грешат, но и не таят порочных и нечистых мыслей и желаний в сердце своем, оно свободно от греховных страстей, порождаемых гордостью и самолюбием. Чтобы приобрести чистоту сердца, надо хранить посты, всячески оберегаться от пьянства, неприличных зрелищ, чего предостаточно в наше время... Чистота сердца гораздо выше простого чистосердечия - искренности и откровенности, от нас требуется постоянное памятование о Боге и Его Законах. Людям с чистым сердцем Господь обещает в награду, что они увидят Бога, т.е. высшую степень блаженства - лицезрение Бога.
7-ая заповедь: "Блаженны миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся".
Миротворцы - люди, живущие со всеми в мире и согласии и устанавливающие мир между людьми или, по крайней мере, молят Бога о примирении враждующих. Но миротворцем может быть только тот, кто сам стяжал мирное устроение сердца, только тот может изливать мир других. И поэтому, нам надобно всеми силами стараться сохранить душевный мир. Мир сердца возмущают страсти! И в первую очередь гнев и ярость. Надобно быть подобно мертвому или совершенно глухому и слепому при всех скорбях, клеватах, поношениях, которые неминуемо бывают со всеми. Миротворцам Господь обещает, что они нарекутся сынами Божиими, потому что такие люди являются подражателями Христу, своим подвигом они уподобляются Сыну Божию.
8-ая заповедь: "Блаженны изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное"
Гонимые за правду, это - те истинно верующие, которые так любят жить по правде, т.е. по Божьему закону, что за твердые христианские убеждения терпят от людей нечестивых гонения, преследования, лишения, но ничем правде не изменяют. Меня гнали, будут гнать и вас". Гонение за правду выражается в многообразных формах. От невероятных, зверских мучений, коими подвергали мучеников христианских за исповедание Христа в первые века, до изощренных издевательств концентрационных лагерей. В наше время нет открытых гонений, но до сих пор есть насмешки, осуждение, оскорбления и даже пренебрежение к верующим, как к людям якобы отсталым и несовременным. В основе этой вражды всегда лежала и сейчас лежит челоконенавистническая неприязнь не только к людям, но и к правде Божией. Восстают и окружающие люди, которым добрая жизнь христиан кажется облигчением их греха, укоризною для них. За исповеденчиский подвиг Господь обещает людям Царство Небесное, т.е. полное торжество духа.
9-ая заповедь: "Блажени есть, егда поносят вам, и и жденут, и рекут всяк зол глагол, на вы лжущие мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесах!"
Здесь Господь говорит: "Если вас будут поносить (издеваться над вами, бранит, бесчестить вас), притеснять и лживо говорить о вас худое (клеветать, несправедливо обвинять), и все это будете терпеть за свою веру в меня, то не печальтесь, а радуйтесь веселитесь, потому, что вас ожидает великая, самая большая награда на небесах, т.е. особенно высокая степень вечного блаженства."
|