Сколько раз при разговоре с атеистами приходилось слышать: "Существование Бога нельзя доказать, а значит, Его нет". Действительно, можно ли доказать бытие Бога?
Такие доказательства искали богословы всех времён. Особенно преуспели в этом схоласты средневековья Ансельм Кентерберийский и Фома Аквинский. Для чего они это делали, если задача изначально невыполнима? Свои аргументы они обращали не к атеистам - какие атеисты в средние века! Они обращали их к верующим, для того, чтобы рациональным способом подтвердить веру. Поскольку существование Бога представлялось очевидным, "разумным", то и в жизни философы стремились отыскать очевидные, разумные тому подтверждения.
Я приведу некоторые из них. Уверен, что это будет интересно и поучительно как для верующих, так и для неверующих.
Итак, доказательство первое , называемое экзистенциальным , то есть доказательством от существования (от лат. existencio- существую). Это значит, что поддерживать существование гораздо сложнее, чем создавать. Попробуйте построить дом, а потом содержать его в надлежащем состоянии. Сколько сил это потребует! А если перестать это делать, то дом разрушится. Другими словами, существование любой вещи или структуры требует непрерывных затрат энергии; когда ее внутренний запас истощается или прекращается приток извне, структура разрушается. Поэтому вечное бытие Вселенной противоречит, например, второму началу термодинамики, согласно которому все звезды во Вселенной должны были бы давно погаснуть и даже атомы - распасться, если бы, как утверждают материалисты-атеисты, природа существовала вечно. Так почему же она все-таки существует как прекрасный и чудесный Космос? Несомненно, только потому, что была Кем-то сотворена и с тех пор поддерживается Им.
Доказательство второе , которое звучит следующим образом: всё, что существует, несёт несомненный отпечаток разумного плана устройства целого? Каждая часть в мире взаимосвязана с другими частями и всё вместе действует как единая система, где нет ничего лишнего, где всё на своих местах. Когда часовщик собирает механизм часов, он скрупулезно прилаживает одну деталь к другой, берет пружину точно рассчитанной длины, определенных размеров стрелки, циферблат и т.д. В результате получается слаженный механизм, который уже самим фактом целесообразности и рассчитанности своего устройства указывает на создавший его ум. Но насколько же сложнее, гармоничнее и разумнее устройство всей окружающей нас Вселенной, этого прекрасного мира! Это не может не предполагать существования сверхчеловеческого по своим возможностям Ума, подлинно божественного Планировщика (так как закономерность - свойство разума).
Следующее доказательство называется космологическим . Каждое явление и вещь имеют свою причину. Существует цепочка причинно-следственной связи. И можно проследить эту цепочку, мысленно возвращаясь назад во времени. Но где-то должна быть Первопричина всех причин, которая уже не обусловливается никакой иной, иначе все оказывается безосновательным, "повисает в воздухе". Ясно, что только Бог может быть этой Первопричиной.
Трансцендентальное доказательство существования идеального мира и Бога может быть представлено следующим образом: существует мир вне пространства и времени - духовный мир, мир интеллекта, мысли - что доказывается наличием в каждом человеке мыслей, которые могут путешествовать в прошлое и будущее, а также мгновенно переноситься в любую точку пространства. Человеческая мысль оказывается одновременно внутри и вне материи - она будто бы возникает благодаря нейрофизиологическим процессам в тканях мозга, окружена костями черепа, но одновременно существует вне любой материи, вне пространства и времени. Благодаря этому человек ясно сознает, что обладает духовной природой, которая принципиально иная, чем физический мир, который его окружает. Но из этого следует, что существует эта иная природа, которая обладает разумом, частью которой является человек.
Большое распространение получило также доказательство бытия Бога под названием "эстетический аргумент" , которое гласит: в природе существует удивительная сверхъестественная красота звездного неба, закатов и рассветов, Северного сияния, гармоничных картин природы, совершенного устройства прекрасных тел живых существ и т.д. Эта красота будто специально предназначена для эстетического наслаждения разумного существа, человека, потому что помимо него в самой природе созерцать ее просто некому. Это значит, что есть Кто-то, создавший и человека, и красоту, его окружающую.
Доказательство бытия Бога "от реального к абсолютному совершенству" выдвинул Фома Аквинский: в природе существуют ясно наблюдаемые степени совершенства внутри различных видов бытия, а это может быть понято только при наличии абсолютно совершенного Существа, то есть Бога. Другими словами, есть образец совершенства, с которым мы и сравниваем все вещи, вынося суждение о них. Этим образцом может быть только Бог.
Доказательством можно считать и то, что большинство великих учёных, например, абсолютное большинство Нобелевских лауреатов являются верующими. Следует также помнить, что все ученые, способствовавшие своими открытиями появлению и развитию современной науки (Коперник, Кеплер, Ньютон, Бойль, Бэкон, Пастер, Эйнштейн), верили в Бога.
Так, родоначальник современной химии Роберт Бойль (1627-1691) начинал каждый день с молитвы; более того, 2/3 доходов его имения в Ирландии шли на помощь бедным и поддержку церкви, а 1/3 - на распространение христианства и миссионерскую деятельность среди индейцев.
Есть и другие доказательства, но приводить их нет смысла. И так ясно, что как бы мы ни рассматривали окружающий мир, все дороги неизбежно ведут к Тому, Кто его создал и украсил, Кто его постоянно поддерживает и направляет, и без Кого он бы не мог просуществовать и мгновения - т. е. к Богу. Да и нужно ли это делать? Подлинный смысл и разумность мир обретает только после того, как человек верой принимает Бога в своё сердце. Только после этого разум способен расставить всё на свои места и видеть доказательства существования Бога буквально во всём, что его окружает.
Когда-то Иисус сказал апостолу Фоме: “Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие”(Иоан.20:29). Господь определил для спасения человека веру, а не знание, получаемое путём доказательств. Ведь что произойдёт, если существование Бога будет научно доказано? Не нужно будет верить в Господа, т. к. вера будет не более чем знание на уровне несовершенного человеческого разума.
Это вера невозрождённого человека, получившего доказательства, что Бог есть. Эти знания не спасут его в день суда, потому что спасение мы обретаем только через веру в искупительную жертву Иисуса Христа, “дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ” (1 Пет 1:7-9) .
|