Мир, в котором мы живем, жесток. Статистика бесстрастно свидетельствует, что в мире постоянно растет жестокость: множество девочек и девушек переживают кошмар изнасилования, причем очень часто - ближайшими родственниками, растет число детей, убиваемых в утробах их матерей, все большее число людей сталкивается с супружеской изменой. Все чаще люди страдают от обмана и предательства, клеветы и коварства, злоязычия и оскорблений.
В результате, на земле нет ни одного взрослого человека, чья душа не несла бы на себе следов жестокого отношения со стороны других, чаще всего, самых близких людей, а некоторые души представляют собой сплошную кровоточащую рану…
Господь прекрасно знал, что Его детей ждет много испытаний и страданий от рук других людей, поэтому открывая Библию, мы много раз читаем: «Прощайте и прощены будете». Простить? Но как, когда со мной ТАК поступили? Ты не понимаешь – надо мной надругались, растоптали мою душу, украли мою святыню! Как я могу простить, ведь тогда все может повториться снова и снова?! Я не могу так!!! В конце концов, написано: зуб за зуб и глаз за глаз, а за боль надо воздать вдвое, втрое, в десять раз!
Все эти эмоции вполне обоснованы, но все же Слово Божье повелевает простить. Как это сделать? Как освободиться от боли, от горечи, от унизительного чувства отверженности?..
Во-первых, надо пройти через боль. Конечно, Дух Божий является Утешителем, но душа христианина остается человеческой душой – такой же нежной и ранимой.
Христос перенес нечеловеческие муки не только от физических ран, но еще в большей степени – от страдания души. Он до дна испил чашу страшных и несправедливых оскорблений, издевательств, публичного поношения и страшного позора – висеть абсолютно голым на кресте проклятия…
Господь не ушел от боли – Он прошел через нее, дав нам вечный пример. Когда человек порежется – надо промыть и прочистить рану, а потом ее просушить во избежание заражения. Так и с ранами души. Мы можем «промыть» их, исповедуя Богу свою боль, обиду, разочарование. Иногда правильно открыться и близкому по духу человеку: супругу или духовному наставнику. При этом боль не прекращается, но немного утихает и рана начинает заживать.
Я знаю печальную историю одной сестры (назовем ее Соней), которая довела себя до полного нервного истощения после того как ее муж ушел к другой женщине. Она не просто носила боль и обиду в себе, но также винила во всем себя: «Я сама виновата в том, что мой муж ушел. Я не была достаточно хорошей женой, достаточно хорошей хозяйкой…» Конечно, никто из нас не является совершенством, но этим нельзя покрывать грехи других людей. В случае Сони – ее упущения как жены никак не оправдывают предательства ее мужа, который своим грехом растоптал ее душу. Соня так остро переживала боль предательства, что решила обратить ее против самой себя, чем почти довела себя до сумасшедшего дома. Ее проблема была в том, что она не умела прощать…
На самом деле, мы имеем полное право жаждать мести. Дело в том, что Божий закон - закон справедливости – уже находится в наших сердцах (Рим. 1:15), поэтому мы обычно хорошо понимаем, что справедливо, а что нет. Другое дело, что поступаем часто не по справедливости. Конечно, грех требует возмездия, как кровь Авеля, убитого родным братом, до сегодняшнего дня «вопиет к Богу». Поэтому чувствовать жажду мести и страстно желать торжества справедливости – это абсолютно нормально. Однако, желать мести - это одно, а мстить – совсем другое.
Желал ли справедливости Христос, когда толпа, кричавшая совсем недавно «Осанна сыну Давида», теперь по указке священников остервенело скандировала: «Распять Его, распять!»? Желал ли Он справедливости, когда дошедшие до озверения солдаты бичевали Его? Посмотрев «Страсти Христовы», я понял, что реальность была еще страшнее, чем то кровавое месиво, которое изобразил Мэл Гибсон – дьявол наконец получил доступ к Тому, кого ненавидел сильнее всех и выместил на Нем всю свою нечеловеческую злобу…
Одному брату однажды было откровение: «Меня изнасиловали ради тебя». Могло ли это быть, когда речь идет о Сыне Божьем? Я думаю – да, но у евангелистов не поднялась рука написать об этом… Желал ли справедливости Христос?? Да, желал, потому что Он – Человек, в сердце Которого записан Божий закон и потому что Он – Бог, Который Сам есть Справедливость. Тогда почему Он молчал, почему не проклял Своих палачей, ПОЧЕМУ??
Потому что в сердце прощения находится добровольное решение человека. Решение отказаться от мести. Отказаться не потому, что нет возможности (возможность есть всегда), а потому что написано: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим 12:19).
Христос отказался мстить. Если это смог сделать Он – любой из нас может простить, потому что как бы мы не страдали – мы не пили из Его чаши…
«Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин 13:15).
Однако, и это еще не все. Господь хочет повести нас дальше – не просто молчаливо страдать, но и … молиться за обижающих нас: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф 5:44). Вот это совсем круто! Мало того, что я не должен отомстить, когда все мое естество горит справедливым гневом, но благословлять, благотворить и молиться!!
Вспомним, что именно так поступил Он на Кресте: «Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк 23:34). Господь не просто отдал месть в руки Бога и успокоился верой в то, что эти палачи вскоре получат свое… Нет, зная Справедливость Отца, Он молил Его простить, не изливать ярость гнева Своего… Какая потрясающая высота духа!
Я помню молитвы, когда я просил Бога излить на моих обидчиков справедливое возмездие и успокаивался тем, что они обязательно «получат по заслугам». Так неоднократно молился Иов (40:6), Давид (Пс. 7:7, 20:10, 68:25) и др. Но это Ветхий Завет, Новый же заповедует любить врагов и молиться за них.
Отменяет ли это справедливость Божью? Нет! Грех получает воздаяние, что человек сеет, то и пожинает. Так и Иерусалим, надругавшийся над Спасителем, был жесточайшим образом уничтожен в 70 г. н.э. так что «не осталось камня на камне». Прощение не отменяет последствия греха, но радикально меняет сердце того, кто смог простить.
Итак, три момента хочется выделить в истине о прощении. 1. Прощение – это принять боль и пройти через нее, получая утешение от Святого Духа. Процесс этот занимает время тем большее, чем глубже нанесенная рана. 2. Прощение – это добровольное решение не мстить за себя, но довериться справедливости Бога. 3. Высшая ступень прощения – это любовь к обидчикам, выражающаяся прежде всего в искренних молитвах за них. Здесь проявляется настоящая духовная высота, достигнуть которую можно только в близком контакте с Тем, Который молился за Своих палачей: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают». Только любовь способна полностью освободить сердце от яда обиды и горечи непрощения.
Поднявшись по этим ступеням, христианин свободен и абсолютно открыт для примирения со своим обидчиком (для примирения, конечно, должно быть обоюдное желание и открытость). Но есть что-то еще более славное – на этой высоте верующий становится инструментом Самого Христа для исцеления людей, страдающих вокруг него.
Истинная глубина прощения – это соединение со Христом в нашем страдании. Принимая боль, мы проходим через свой крест, отказываясь мстить за себя – проявляем послушание Слову Спасителя, наконец, проявляя любовь к врагам, мы соединяемся со Христом Воскресшим в Его современном служении погибающему миру.
Воистину – Крест – это универсальный Божий ответ для наших проблем вообще и для проблемы горечи и непрощения – в частности.
Господи, помоги мне наполняться Твоей любовью и благодатью, без которой я не смогу прощать так, как прощаешь Ты и как должен прощать я… Сделай меня не только свободным от всякой горечи, но и способным молиться за моих обидчиков. Сделай меня инструментом Твоей любви для служения тем, кто страдают вокруг меня…
|