Должны ли мы в своей жизни думать так, как думает Бог?.. На первый взгляд, это очевидный вопрос и многие дали бы на него однозначный ответ: да, мы должны думать так, как думает Бог. Но всегда ли это верно?.. По-моему мнению, у человека есть одно качество характера, которое порой заставляет нас, христиан, думать о себе не так, как думает о нас Бог. Это удивительное качество нашей души называется скромностью.
Скромность заключается в том, что человек оценивает себя не так, как оценивают его другие, а ниже (скромнее). Например, апостола Павла многие считали (и считают) великим апостолом и евангелистом, но сам он оценивал себя не так высоко, называясь рабом Иисуса Христа. Это говорит о скромности Павла. Скромными могут быть также писатели, артисты, президенты, спортсмены и т. д. Всех этих людей объединяет одно общее качество – их самомнение ниже, чем мнение о них других людей. В этом и заключается скромность. Если перенести это определение на взаимоотношения с Богом, то можно задать себе вопрос: а должно ли быть самомнение христианина о себе ниже, чем мнение Бога о нём? Будет ли это христианской скромностью? Или это будет так называемой “ложной скромностью”?
Лук 14:8-11 “Когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.” Похожее место Писания встречается и в Лук 17:10 “Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать. ”
И в первом, и во втором случае Слово Божье призывает нас думать о себе скромно. В Лук 17:10 Иисус рекомендует нам считать себя рабами ничего не стоящими. Но действительно ли Господь относится к нам, как к рабам ничего не стоящим? Нет. В этом месте Писания говорится лишь о том, что мы должны так считать. Но это вовсе не значит, что Господь так считает. В 1Пет 2:9 Библия называет нас царственным священством, святым народом, людьми, взятыми в удел! Какие высокие титулы и какая огромная честь! Но в то же время, Господь, называя нас такими титулами, призывает нас думать о себе скромно и считать себя рабами, ничего не стоящими. В этом и заключается один из парадоксов скромности – в некоторых ситуациях мы должны думать о себе не так, как думает о нас Бог, а скромнее.
Другим парадоксом скромности является следующий вывод: всякий, возвышающий себя сам, унижен будет, а унижающий себя, возвысится. Другими словами, только тогда, когда мы будем считать себя рабами ничего не стоящими, Господь будет считать нас царями и священниками (1Пет 2:9). Но часто происходит наоборот: многие христиане считают себя только царями и священниками, но никак не рабами, а потом удивляются, почему Бог не отвечает на их молитвы и почему их жизнь так далека от жизни Иисуса и Его учеников. Многие беды и проблемы современных христиан заключаются в непонимании этих принципов скромности. Как пример, можно рассмотреть два распространённых в современной церкви лжеучения. Каждое из них основано на непонимании (или отсутствии - ?) такого понятия как скромность.
Первым таким примером “нескромности” верующих является ЕП – евангелие процветания. В этом лжеучении чрезмерно сильный акцент делается на том, что Бог обязательно благословит того, кто жертвует деньги. В результате в сердце человека рождается неправильный мотив: пожертвование производится не из любви к Богу, а с корыстным мотивом. Отношения с Богом превращаются в отношения бизнеса, отношения хозяина и наёмника. Но в том то и заключается принцип скромности – Бог не благословляет наёмников, Бог благословляет Своих детей! Человека, который что-то даёт Богу из любви, НЕ ОЖИДАЯ ничего взамен – вот этого человека Бог и благословит, как Своё дитя. Такое пожертвование будет принято и принесёт плод, в т.ч. материальный. А люди, жертвующие с расчётом получить материальную корысть, никогда её от Бога не получат.
В этой ситуации не стоит думать о себе так, как думает о нас Бог: Господь желает нас вознаградить и обязательно сделает это – Он верен, но не нужно, чтобы для нас это стало мотивом нашего сердца. Нужно думать о себе скромно и тогда Господь позаботится обо всём, в т.ч. и о материальном восполнении наших нужд. Библия призывает нас к скромности: “Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, СКРОМНА…” (Иак 3:17).
Вторым примером является учение о награде на небесах. В Библии говорится о том, что все мы, христиане, получим награду на небесах. В некоторых местах Писания говорится о том, что эта награда будет соответствовать сделанному нами на земле. Чем больше христианин сделает добрых дел, тем большую награду он получит. Так думает Бог. Но нужно ли христианину делать это мотивом своих поступков?..
Ведь примеры такого отношения к добрым делам уже были в истории церкви. Один из таких примеров – монашество. Многие монахи посвящали жизнь тому, чтобы делать добрые дела с одной единственной целью – обеспечить себе комфортное место на небесах. В современной церкви также много таких людей, живущих с таким же стремлением в сердце. Но правильный ли это мотив для наших дел? Ведь Господь желает, чтобы между Ним и Его детьми были отношения любви, а не отношения корысти. Если мы делаем что-то для Бога из любви, не задумываясь о какой-то выгоде или корысти (будь-то деньги, положение на небе или на земле), тогда Бог и даёт нам то, о чём мы даже не мечтаем. Но не нужно ставить себя на место Бога. Не нужно думать о себе так, как может думать о нас только Бог. Только у Бога есть право давать нам высокую оценку и награду. Наша забота – любить Господа, а о наградах и благословениях позаботится Он. В этом и заключается скромность. Если её не иметь, то есть риск всё потерять – и взаимоотношения с Богом, и, как следствие, Его благословения и награду. “…Не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил” (Рим 12:3).
|